NISSAN Patrol - модели автомобилей повышенной проходимости с задним или полным приводом. Во все мире автомобили Patrol пользуются заслуженной популярностью как профессиональные внедорожники. История модели длится уже более 50 лет и насчитывает не одно поколение этих автомобилей.
Название Patrol впервые появилось еще в 1951 году и принадлежало тогда очень простому по конструкции первому японскому внедорожнику, созданному по подобию легендарных JP и Лэнд-Роверов и служащему для нужд армии и полиции. Это была примитивная, но прочная машина с открытым кузовом.
От своего американского аналога модернизированный автомобиль внешне отличался полноценным лобовым стеклом, несколько иным решением «передка» и изолированным от внешнего мира салоном. Эта модель обзавелась глухими боковинами и дверями с плексигласовыми оконцами. Причем, в качестве материала использовался не тент, а более приятный на ощупь дерматин. Основой автомобиля была жесткая лонжеронная рама с зависимыми передней и задней подвесками. Полноприводная трансмиссия без межосевого дифференциала с подключаемым передним мостом комплектовалась 3-скоростной механической коробкой передач и цепной «раздаткой» с двумя рядами передаточных чисел. Под капот автомобиля устанавливали четырехлитровый шестицилиндровый рядный бензиновый двигатель мощностью 85 л. с.
В 1960 году в ряду Nissan дебютировала более комфортабельная 60-я серия. Кузов у Patrol 60 series стал двухдверным жестким (типа хардтоп), при этом осталась архаичная, как на нашем УАЗе, передняя панель с ничем не прикрытым металлом облицовки, плоские боковины кузова и выделенные в отдельное от капота оперение передние крылья. Впервые инженеры фирмы подготовили сразу две модификации. Первая, короткая версия, носила обозначение G6 и имела колесную базу в 1200 мм. при этом кузов длиной 3779 мм вмещал четырех человек. Базу второй модели удлинили до 2500 мм и присвоили индекс VG6. Такая версия с длиной кузова уже 4240 мм, благодаря откидным лавкам, расположенным вдоль бортов, могла вместить до восьми человек. Причем, при собственно отнюдь не маленькой массе в 1810 кг автомобиль, помимо полного комплекта пассажиров, брал на борт еще и серьезный по весу багаж. Техники 60-й серии, по большому счету, изменения не коснулись. Существенные доработки коснулись лишь силового агрегата: вместо 6-цилиндрового бензинового двигателя в моторный отсек Patrol поместили такую же рядную «шестерку», только дизельную. Причем, рабочий объем был увеличен до 3956 куб. см. Первоначально ее мощность составляла 125 л. с. Но в 1965 она возросла до 135 л. с. При такой энерговооруженности тяжелый внедорожник мог достигать скорости 125 км/ч. Эта модель производилась в 60-70гг, а с некоторым увеличением грузоподъемности кузова, вместительности салона и багажника с 1968 г. Всего Patrol 60 Series сходил со стапелей компании целых 20 лет.
В конце 1979 г. NISSAN выпустил совершенно новую модель вседорожного полноприводного автомобиля Patrol, которая стала наиболее популярной из всех существовавших поколений этой модели. Это была серия 160 (Patrol R, MQ). В 1980 году эта машина была представлена в Европе, во Франции, на Парижском автосалоне. Дизайн кузова и силовые установки основательно модернизировали: вместо устаревшего квадратного отсека появился такой же по форме, но вполне современный (для начала 80-х годов) корпус с квадратной оптикой, имевший трех- и пятидверные версии. Вдобавок к единственной рядной четырехлитровой дизельной «шестерке» добавили для европейского рынка аналогичный бензиновый агрегат. В Японии Patrol предлагался в вариантах с 2.8, 3.0, а также с 4.5-литровыми бензиновыми. В 1981 г. в Европе поступили в продажу автомобили с укороченной колесной базой, оснащенные 3,3 л шестицилиндровыми дизелями без наддува мощностью 95 л.с. К тому же на замену старой «механике» подготовили 4-скоростную полностью синхронизированную коробку передач. На рынке был также предложен Patrol, вышедший под маркой Ebro, выпущенный Motor Iberica в Испании. На нем был установлен дизель Perkins обьемом 2,7 л, а позднее - 2,8 л. Впоследствии испанский Patrol оснащался различными двигателями, в том числе и четырехцилиндровым дизелем объемом 2,8 л, как и NISSAN, а также другими. Позднее продажа машин, выпускаемых в Испании, как и в Японии, под маркой NISSAN, была прекращена. Однако в Иране, где в 1985 году началось производство лицензионных Patrol 160, их делают до сих пор.
Вскоре после выхода модели Patrol 160, компания подготовила ей замену в лице новой 260-й серии (Patrol 260). Версии 1983 модельного года лишь чуть подретушировали, сменив квадратные фары на круглые и слегка облагородив кузов. Во внешности обеих машин было много общего, хотя на 260 series ставился более мощный мост, отчего грузоподъемность была на 300 кг больше. Новый Patrol, как и его предшественник, предлагался в коротко- и длиннобазной версиях. Причем, существовали варианты с низкой и высокой крышей, у которых верх мог быть или железным, или съемным пластиковым. В дополнение к бензиновому четырехцилиндровому двигателю объемом 2,8 л и шестицилиндровому дизелю объемом 3,3 л (с турбонаддувом и без него), появился совершенно новый шестицилиндровый 2,8 л дизельный двигатель с турбонаддувом, обладавший рядом технических новшеств. Новый двигатель при скорости вращения коленвала 4400 об/мин развивал в исполнении с турбонаддувом мощность 115 л.с., а без него - 93 л.с. Производство некоторых модификаций 260 серии также продолжается испанским Ниссаном до настоящего времени, с небольшими изменениями.
С появлением в производственной гамме Nissan модели 260-й серии компания начала принимать активное участие в различных ралли-рейдах. В 1984 году Patrol в незачетном дизельном классе выиграл легендарное ралли Париж — Дакар, а через год повторил свой успех. Вообще, с этим автомобилем связано начало многочисленных спортивных успехов NISSAN - в течение многих лет Патролы оставались почти единоличными лидерами среди внедорожников, завоевывая призовые места в многочисленных ралли.
Позже эстафету побед подхватил Patrol Y60, имевший и второе, более распространенное название GR — по заглавным буквам двух слов Grand и Raid ("большой рейд") — машина появилась в 1988 году. В Японии она называлась не иначе, как Safari — в память об удачах на поприще ралли-рейдов. Patrol GR (Y60) являлся автомобилем более оснащенным и более комфортабельным, отличался целым рядом особенностей. Это более широкая колея, и, как следствие, расширители арок, усилитель привода сцепления, блокировка дифференциала, задние дисковые тормоза. Колесная база традиционно варьировалась по длине, а крыша по высоте. Взамен архаичных рессор мосты посадили на пружины, хотя существовала и рессорная версия. Подвеска на спиральных пружинах более комфортная, чем на листовых рессорах, установленных на всех предыдущих моделях. Пятидверный Patrol предлагает просторный салон, однако для езды по тыжелой пересеченной местности короткобазный трехдверный вариант более пригоден. На автомобили устанавливали рядный 2,8 л шестицилиндровый дизель с турбонаддувом мощностью 115 л.с. или 4,2 л бензиновый двигатель мощностью 175 л.с., агрегатировавшийся в том числе и с автоматической коробкой передач.
Модель Patrol GR, впервые показанная осенью 1997 на Франкфуртском автосалоне, представляет собой уже пятое поколение флагмана внедорожников популярной серии, получившее индекс Y61.
Кузов автомобиля полностью обновлен, Patrol GR получил округлые обтекаемые формы в духе веяний времени, увеличенные габариты и еще более богатое оснащение. Дизайн новой модели передает характер автомобиля - мощный, солидный внедорожник с высоким уровнем комфорта. Внешний облик соответствует образу выносливого и сурового внедорожника. Patrol GR можно узнать по хромированным перемычкам на фальшрадиаторной решетке в виде буквы V. Имея габаритную длину 5010 мм, шириной 1930 мм и высотой 1855 мм (в 5-тидверной версии), способный преодолевать водное препятствие глубиной 700 мм и имеющий превосходный угол въезда и съезда, Patrol GR является одним из самых внушительных и практичных внедорожников. Помимо удлиненной 5-дверной версии существует также 3-дверный вариант исполнения модели с короткий базой (4395 х 1840 х 1840). Patrol имеет большое количество вариантов исполнения по типу кузова: хардтоп (Hardtop), универсал (Station Wagon), пикап (Pickup), грузопассажирский вэн (Van), со стандартным и увеличенным объемом кузова.
В полностью переделанном кузове увеличились и усилились деформируемые при столкновениях зоны. В результате улучшились противоударные характеристики, особенно при лобовом столкновении. Изменения кузова и шасси также включают более широкую переднюю и заднюю колеи для повышения устойчивости, увеличенную на 100 мм глубину преодолеваемого водного препятствия (700 мм), более длинный ход передней подвески и увеличенный угол съезда. Максимальный угол допустимого крена увеличился до 48 градусов (с 44 градусов на предыдущей модели). Помимо этого, Patrol GR V поколения, как и его предшественники, предлагает выбор заднеприводного режима движения по нормальным дорогам или полноприводного в тяжелых дорожных условиях. Переключение этих режимов может быть сделано во время движения. Раздаточная коробка позволяет водителю переключаться на понижающую передачу в труднопроходимых местах, а задний дифференциал повышенного трения является стандартным оборудованием или может быть заменен на принудительно блокирующийся задний дифференциал как опцию. Технические усовершенствования обеспечивают высокую устойчивость Patrol GR на шоссе и в условиях бездорожья. Patrol GR был первым в Европе автомобилем с отключаемым стабилизатором поперечной устойчивости. При езде по дороге включенный стабилизатор обеспечивает устойчивость и комфорт пассажиров, не допуская крен кузова. При езде по бездорожью выключенный стабилизатор допускает максимальное перемещение колес относительно кузова, улучшая сцепление с дорогой.
Новый кузов предоставляет по сравнению со старым несколько существенных, хотя и незаметных на первый взгляд преимуществ. Благодаря новой технологии изготовления линз, пучок света от передних фар нового Patrol GR имеет угол распространения 60 градусов (взамен 36 градусов у предшественника). возросла жесткость стоек и, соответственно, максимально допустимая нагрузка на крышу — теперь на верхний багажник можно навьючить 200 кг груза. Большая площадь остекления увеличила обзорность, ужатый тоннель пола позволил уменьшить смещение в сторону педального узла. И вообще кузов изнутри стал просторней — и на уровне ног и плеч у пассажиров, и в багажнике. Высокое сиденье водителя позволяет ему увидеть возможную опасность издалека, в то время как руль с гидроусилителем обеспечивает устойчивость автомобиля на высокой скорости и четкую поворачиваемость.
Что касается интерьера, то впрямую новый Patrol перенял от предшественника только очень удачное четырехспицевое рулевое колесо. Но расположено оно ближе к водителю, что вдобавок к регулировке рулевой колонки по углу наклона, удобным сиденьям с приличной боковой поддержкой и неплохо скомпонованному педальному узлу с площадкой для отдыха левой ноги делает посадку водителя естественной и почти "легковой". Симпатичные дверные панели, центральный подлокотник, красивая передняя панель с утопленной внутрь лаконичной и хорошо читаемой комбинацией приборов — все как в хорошем легковом автомобиле. По заказу салон может быть отделан натуральной кожей. Впрочем, для особо непритязательных автовладельцев существует более дешевая версия (обычно с дизельным двигателем), хотя по уровню оснащения и она также далеко ушла от своих потомков. Приподнятые задние сиденья улучшили обзорность и ощущение пространства задним пассажирам. Если в короткой машине задним пассажирам особенно не разгуляться, то в длинном "вагоне" для них приготовлен складывающийся раздельно по половинкам широкий диван, а в багажнике — еще два складных сиденья, которые делают длинный Patrol семиместным. Размер багажного отделения увеличился, при этом новый Patrol GR сохранил от предшественников двойную, ассиметричную заднюю дверь для удобного доступа в багажное отделение и легкости погрузки багажа. На выбор предлагается три уровня комплектации - Комфорт, Люкс и Элегантность, а также в новом Patrol GR предлагается большой выбор стандартного и дополнительного оборудования, появилась возможность установки автоматического климат-контроля, оснащение механической или электрической лебедкой. Особое внимание было уделено акустическому комфорту. Уровень шума климатических установок снижен с 69 до 64.5 дБ, включая 90% снижение уровня шума трансмиссии.
На автомобилях устанавливается 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель с турбонаддувом 2,8 D с электронным управлением топливного насоса высокого давления (ТНВД), с новыми поршнями, головкой блока, впускной и выпускной системами, а также иными турбокомпрессором, промежуточным охладителем и радиатором увеличенного обьема. Мощность турбодизеля теперь составляет 129 л. с. против прежних 113 л. с. и развивается при 4000 об/мин, а кривая крутящего момента ровно простирается от 1500 об/мин почти до максимальных оборотов, достигая пика в 235 Нм при относительно низких 2000 об/мин. (в Японии также турбодизель 4,2 л мощностью 160 л.с. и бензиновый 4,5 л двигатель мощностью 200 л. с.). Максимальная скорость 155 км/ч.
Летом 1999 году модернизированный внедорожник Nissan Patrol GR был представлен на Женевском моторшоу. Новый 3-хлитровый дизельный двигатель с турбонаддувом, промежуточным охлаждением и электронным впрыском топлива, развивающий 158 л.с. (116 кВ) на 3600 об/мин и момент 354 Нм на 2000 об/мин (5-тидверная версия), использует уникальную технологию сгорания топлива M-Fire, позволяющую достичь существенного увеличения мощности, момента, эффективности и чистоты, а также значительно снизить потребление топлива и уровень шума. Максимальная скорость увеличилась до 165 км/ч. На автомобиль устанавливается пятиступенчатая ручная или четырехступенчатая автоматическая коробка передач.
Что касается пассивной безопасности, то создатели машины уверяют, что новый кузов с усиленными зонами смятия специально оптимизировался при фронтальных краш-тестах с перекрытием. 45-литровая надувная подушка в руле и пиротехнические преднатяжители передних ремней безопасности с электронно-управляемыми запалами предлагаются покупателям как стандартное оборудование, а 110-литровая подушка для переднего пассажира — за доплату. Кстати, датчик, который дает команду на запалы подушек и преднатяжителей, теперь расположен не в руле, а в полу. Это должно снизить склонность системы к самопроизвольным срабатываниям при сильных, но неопасных ударах, которые вполне возможны при внедорожной езде. Система безопасности включает также четырехканальную ABS, имеющую пять датчиков, автоматически определяющих характер движения, и способную работать при заблокированном заднем дифференциале; полностью регулируемые подголовники передних сидений и ремни безопасности Nissan A/ELR на задних сиденьях, а также новейший иммобилайзер NATS.
Nissan постоянно участвует в соревнованиях внедорожников в Европе, Азии, Африке и на Ближнем Востоке. Многократные успешные выступления во всех популярных международных марафонах говорят о прочности и надежности конструкции Nissan Patrol GR. С последней генерацией джипа компания вновь дерзнула выступить в ралли-рейдах. В отличие от предыдущих лет, когда упор делался на дизельные версии, на этот раз была подготовлена машина с 4.5-литровым бензиновым агрегатом. В 1998 году прошли пробные выступления. А уже в очередном сезоне Patrol показал неплохие результаты. Успех же ожидал гонщиков, выступавших на Patrol в следующем 2000 году, когда автомобиль на ралли Париж — Дакар победил в классе Т1.
В 2001 году легендарный внедорожник Nissan Patrol GR отпраздновал 50-летний юбилей. Надежность, испытанные временем внедорожные качества, безопасность и комфорт Nissan Patrol, многократно подтверждены в различных ситуациях. И вот уже теперь Nissan представляет очередное обновление - бензиновую версию легендарного внедорожника. Из поколения в поколение Nissan Patrol становился комфортнее и роскошнее. Если первый, пятидесятилетней давности Nissan Patrol представлял собой аналог аскетичного армейского вездехода, с соответствующим уровнем комфорта, то каждое последующее поколение на порядок превосходило предшественника по всем параметрам. Автомобиль увеличивался в размерах, становился просторнее и мощнее, обзаводился все новыми опциями, "обрастал" электроникой и вспомогательными устройствами, но конструктивно по-прежнему оставался настоящим вездеходом.
Внешний вид нового Patrol GR 4.8 немного отличается от предыдущих версий этого внедорожника. Появился новый более агрессивный передний бампер с интегрированными в него противотуманными фарами. Хромированная фальш-решетка радиатора теперь новой формы. Блестящим металлом покрыты также наружные ручки дверей и зеркала заднего вида. Появились широкие подножки. О предназначении Nissan Patrol долго гадать не приходится: всем своим видом автомобиль демонстрирует, что его стихия - непролазные дебри, зыбучие пески, вязкие болота и разбитые грунтовые дороги.
Технические усовершенствования обеспечивают высокую устойчивость Patrol GR на шоссе и в условиях бездорожья. Patrol GR был первым в Европе автомобилем с отключаемым стабилизатором поперечной устойчивости. При езде по дороге включенный стабилизатор отвечавет за устойчивость и комфорт пассажиров, несмотря на возможные крены кузова, в поворотах Patrol ведет себя очень стабильно и надежно. При езде по бездорожью выключенный стабилизатор допускает максимальное перемещение колес относительно кузова, улучшая сцепление с дорогой. В основе автомобиля по-прежнему лежит мощнейшая лонжеронная рама. Подвески хоть и остались зависимыми, но теперь в качестве упругого элемента используется не кондовая рессора, а более чувствительная и мягкая пружина. Полноприводная трансмиссия также претерпела значительные изменения: передний мост теперь подключается прямо на ходу и безо всяких манипуляций со ступичными замками.
Новый Patrol GR оснащен современным оборудованием и отличается рациональной организацией внутреннего пространства. В пятидверном Nissan Patrol GR на трех рядах сидений могут свободно разместиться семь человек. Третий ряд можно убрать или, подобно второму ряду, сложить в соотношении 50:50, обеспечив дополнительное пространство для перевозки багажа. Впрочем, с солидным объемом этого багажника - 2287 литров - вполне могут поспорить многочисленные "бардачки", кармашки и даже тайнички, которые в изобилии разбросаны по салону. Салон бывает только кожаный, с перфорацией, как и рулевое колесо. Еще на руле со вставками "под дерево" - клавиши управления круиз-контролем и магнитолой. Удобное и интуитивно понятное расположение приборов управления. Приборная панель при выключенном зажигании - черное, почти непрозрачное стекло. Достаточно повернуть ключ зажигания - и "бело-лунным" светом начинают гореть шкалы приборов, ярко-алым - стрелки. Под самой магнитолой, прямо на центральной консоли - CD-чейнджер на шесть дисков. В климатической установке - фильтр, задерживающий тополиный пух и выхлопы "Икаруса". Предусмотрено даже отдельное управление потоком воздуха, направленным на задний диван, - по желанию пассажиров его можно усилить или остановить вовсе. Салон оборудован электрическими регулировками положения сидений и подогревом.
Компания Nissan оснащает европейскую версию Patrol GR новейшим бензиновым двигателем объемом 4.8 л. мощностью 245 "лошадей" в сочетании с крутящим моментом в 400 Нм, который возглавляет перечень усовершенствований, призванных подготовить легендарный Patrol GR к новым условиям рынка и требованиям современного покупателя. Как и раньше Patrol GR комплектуется трехлитровым турбодизельным двигателем с непосредственным впрыском топлива. Мощная топ-версия отличается от других еще и тем, что она оснащается пятиступенчатым "автоматом" с функцией ручного переключения - тоже, кстати, очень дорогая и редкая пока опция. И этот "автомат" вовсю старается сделать так, чтобы двигатель в любой момент находился в зоне оптимальных оборотов. Если не получается у "автомата", то можно сделать это самому - качнув рычаг влево, переходишь в ручной режим, где передачи меняются покачиванием рычага вперед-назад. Даже на разбитой грунтовке "Патруль" с легкостью разгоняется до 100 км/ч, свободно перескакивая через все препятствия и не особо "раздумывая" перед ямами.